«Почему же бездетные Петр и Феврония — символ русской семьи?»
четверг, 5 декабря, 2024 - 22:12
Vidsboku исследовал дискуссию о том, были ли дети у муромского князя Петра и рязанской крестьянки Февронии, в честь которых рязанское правительство устанавливает День многодетной семьи. Правительство Рязанской области одобрило проект регионального закона об установлении во второе воскресенье сентября праздничной даты День многодетной семьи. Как пояснил министр труда и соцзащиты населения региона Денис Тараканов, дату выбрали ко дню памяти святых князей Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Православная церковь, оказывается, отмечает день памяти Петра и Февронии не только в «альтернативный» 14-му февраля день 8 июля, но и в сентябре. Vidsboku обратил внимание на иронические комментарии о том, что у самих Петра и Февронии детей не было, и попытался разобраться в этом вопросе, изучив несколько статей авторов из научно-исторической и религиозной сфер. Выяснилось, что есть целая дискуссия исследователей о наличии детей у князя Петра и его супруги Февронии, до замужества крестьянки рязанского села Ласково. Эта дискуссия связана, в том числе, с идентификацией личности муромского князя Петра. Единственным письменным источником всем сегодня известной истории брака князя и излечившей его крестьянки является текст «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанный примерно через 300 лет после описываемых событий на основе, как принято считать, устных преданий. Сюжет «Повести…» предположительно разворачивается в домонгольские времена в 13 веке, а написано произведение при Иване Грозном в 16 веке. Муромское княжество в средневековье – достаточно заметный политический центр, а не какое-то полулегендарное царство-государство, кто им правил более или менее известно, однако напрямую сопоставить князя Петра из этого текста с кем-то из исторических князей не получается, поэтому существуют различные трактовки. Отвлекаясь от исследований «Повести…», отметим, что русские люди в это время имели не одно имя. Имена давались при рождении, при крещении, в обиходе, при монашеском постриге, который совершали многие, особенно князья, перед смертью. И это тоже осложняет вопрос с князем Петром, который в других источниках мог быть вовсе и не Петром (или не осложняет, а наоборот, даёт просто повод для предположений и версий). Ну а женщины, даже княгини, в то время, откровенно сказать, вообще не интересовали летописцев, и практически не фигурировали в каких бы то ни было документах. Но это уже другая история, вернемся к дискуссии о детях. Из текста «Повести…» действительно можно сделать вывод, что Пётр и Феврония были бездетны, по крайней мере, рассказывая, прежде всего, об их семейной жизни от начала и до кончины, никаких детей автор даже косвенно не упоминает. Однако есть, например, мнение, что это связано с особенностями житийной литературы (то есть о жизни святых), которая может не включать факты, не связанные с обоснованием святости героев. Есть также утверждения, основанные на трактовке сведений о династии муромских князей и определенном подходе к идентификации князя Петра, что у него и его супруги Февронии было трое детей, приводятся сведения об их именах и браках. Для 13 века такое количество детей было нетипично маленьким, но в современной России это даже юридически многодетная семья, многодетность у нас начинается как раз с трёх. Но есть и такой православный взгляд на вещи, согласно которому Пётр и Феврония были бездетными, но это совершенно не умаляет их статус покровителей семьи. Потому что детьми для них были все жители Мурома. Шах и мат. «Почему же бездетные Петр и Феврония — символ русской семьи?» — задаётся вопросом Союз православных женщин, созданный по благословению патриарха Кирилла и отвечает: «Детьми для них были все люди града Мурома, и все гости его, коих словно «чадолюбивые отец и мать» пестовали, хранили и опекали святые! Вот в чём Божие поучение: благословенны те родители, кто нарожал много своих детишек, растит, печётся о них, любит и лелеет, но многажды более благословенны те, для кого весь мiр — семья, все люди — дети Божий». В общем, как бы ни хотелось посмеяться над министром Таракановым (который, конечно, понятия не имеет ни о какой дискуссии), в этом деле действительно «не всё так однозначно». Но мог бы напрячься и найти какую-то более очевидно многодетную привязку, в конце концов «мы являемся одной из единственных таких стран»… Кстати, изученные материалы показали, что есть и вполне стройный ответ на главную претензию любителей позадавать неудобные вопросы. Как же, мол, так Феврония едва ли не шантажом заставила князя на себе жениться. А дело, видите ли, в том, что отвергая, как православная женщина знахарство или целительство, она не могла просто так вмешиваться в тело князя. Такое поведение может быть допустимо только для жены или хотя бы будущей жены, поэтому Феврония, чтобы не согрешить, и поставила Петру условием своего лечения взять её в жёны. А не для того, чтобы из крестьянок стать княгиней. А вообще, кроме шуток, со своим уставом в чужой монастырь не ходят и со светской точки зрения лезть в религиозное мышление и пытаться агрессивно его оспаривать, вряд ли хорошая идея, интереснее и полезнее стараться понять, а не домотаться. Впрочем, хотелось бы такого же подхода и от тех, кто в последнее время так настойчиво атакует светский образ мыслей и жизни. В целом же повесть о муромском князе и рязанской крестьянке и история её создания – интереснейший сюжет русской истории, о котором в ближайшее время расскажет Vidsboku, который решил для разнообразия по выходным публиковать исторические материалы на небанальные рязанские темы. На фото – памятник Петру и Февронии в селе Ласково |
Новости |