Жизнь в маневренном аду
вторник, 10 ноября, 2020 - 14:42

В самом центре города, прямо за памятником Ленину, находится здание, в котором живут десятки переживших горе людей – погорельцев, бывших обитателей аварийного жилья и тех, кому попросту больше негде жить. Речь идет о здании бывшей гостиницы «Москва» по адресу ул. Соборная, д. 23, где сейчас находятся помещения маневренного фонда. Корреспондент Vidsboku пообщалась с его обитателями и посмотрела, в каких условиях живут обездоленные люди, и узнала, сколько они платят за это жилье.

Для подготовки материала Vidsboku был направлен запрос в администрацию города Рязани о состоянии городского маневренного фонда. Как сообщили в мэрии, комнаты для нуждающихся во временном жилье граждан находятся только в здании бывшей гостиницы «Москва» с 3-го по 6-й этажи. Дом «без лифта, с холодным и горячим водоснабжением, общими санузлами, душевыми и кухнями на этаже; также в наличии имеются сушилка и прачечная. Круглосуточное дежурство вахтеров при входе в здание обеспечивает безопасность жильцов и сохранность имущества на этажах».

Вход со двора, комнатка с вахтером на входе. Документы у посетителей не спрашивают, назвав фамилию постояльца, можно беспрепятственно пройти наверх. Первой меня встречает Марина Дорогова. Много лет она пыталась добиться расселения из полуразвалившегося 200-летнего дома. Подробности этой истории на Vidsboku здесь. В итоге в 2018 году пенсионерка вынуждена была переехать в маневренный фонд – находиться в доме стало опасно.

«Когда я только заселилась, в соседних комнатах по десять человек жили гастарбайтеры, какие-то маргиналы, – сказала она. – Это был не маневренный фонд, а настоящий бомжатник, ночлежка. Словами не передать, в каком состоянии были туалет и душевая. А еще постоянный шум, драки, они напивались, скандалили, выбивали кулаками двери в комнаты».

По словам Марины, некоторое время назад, после многочисленных жалоб и обращений жильцов, всех дебоширов и нелегалов из маневренного жилья разогнали. Сейчас здесь живут только те, кто оказался в трудной жизненной ситуации – в основном, погорельцы и жители аварийных домов, в которых стало опасно находиться.

 

Марина Дорогова

Другая женщина переехала сюда вместе с двумя детьми – их барак, который находился в самом центре города, на улице Соборной, напротив бывшего хлебозавода №1, сгорел еще семь лет назад, но обещанного жилья погорельцы так и не дождались.

«Многим уже дали квартиры, даже хорошие, в новостройках, а мы остались у разбитого корыта, – сказала она. – Куда только не писали, даже в Москву ездили – но ничего не дают».

Елена Зайцева тоже попала сюда, лишившись единственного жилья после пожара. Ее дом на улице 3-я Линия сгорел в 2008 году – с тех пор она живет в стенах муниципальной комнаты маневренного фонда.

«Раньше мы стояли на очереди как малоимущие (на получение жилья – прим. Vidsboku), – сказала Елена. – Но дочь замуж вышла, мама умерла и теперь меня малоимущей не признают, с очереди сняли. От дома остались одни горелки и земля, которая приватизирована. Соседи, которые пострадали меньше – у них хотя бы стены уцелели, уже отстроились. Нам нужно вывозить мусор, расчищать участок и строить все заново, но таких возможностей у нас нет, очень дорого».

Среди постояльцев есть и молодые, и люди среднего возраста, но большая часть – пенсионеры. Самой старшей из жительниц маневренного фонда 94 года – как рассказали соседи, родственникам она стала «не нужна» и старушку попросту выгнали на улицу. Она живет на третьем этаже, как и Наталья. Ее дом сгорел и сейчас она ждет 2023 года – землю, на которой стоял ее дом, обещают выкупить под строительство новой гостиницы на Московском шоссе.

«Мне вообще не хотели давать маневренное жилье, так как у меня частный дом, говорили –  отстраивайтесь, – сказала она. – А жить это время где? Муж ночевал в «Премьере» – некуда было пойти. Когда мы заселились, ни о каком ремонте, разумеется, речи не шло, комната была в очень плохом состоянии. Я сама оклеивала дверь, линолеум меняла, обойчики. Что случись, сама ремонтирую раковину, вызываю мастера за свой счет. На грязь не жалуюсь, единственное, окна бы поменять – деревянные, дует, хотя и заклеиваю. Даже попросила, давайте я сама, за свой счет их поменяю, а вы мне квартплату уменьшите, за пару месяцев окупится – ответ нет, категорически нет».

Живут люди здесь не бесплатно. Коммунальные платежи за комнаты в 20-25 метров оплата в зимний период составляет порядка 5-6 тысяч рублей, такую же «коммуналку» многие платят за полноценные квартиры.

«Это еще что, в 2018-м году, когда я только заселилась, платили еще больше: с меня взяли 7 тысяч рублей за воду, которой я и попользоваться-то не успела, – сказала Марина Дорогова, демонстрируя документы. – А вот счет за июль 2018 года – больше 6 тысяч рублей, и это без отопления». Такие суммы за коммунальные платежи выглядят, мягко говоря, несоразмерными тому благоустройству и содержанию жилья, которое имеется на данный момент.

«Условия у нас, откровенно говоря, скотские, а платим как за хоромы, – сказала одна из жительниц. – Над каждой комнатой свой электрический счетчик — вот только зачем их ставили и тратили деньги, если они все равно не работают. Жгу я свет, не жгу, некоторые все лето здесь не живут, а все равно платят по общим счетчикам. Если бы счетчики работали, то мы платили бы копейки, но, видимо, администрации и управляющей компании это не выгодно».

Кстати, с управляющей компанией тоже интересная история. Ранее маневренный фонд обслуживала УК «Новый стандарт», которую возглавляет Андрей Князев. Меньше года назад этот же бизнесмен создал уже новую управляющую компанию – «Престиж 62», и теперь помещения маневренного фонда обслуживает она. С данной компанией, не проработавшей на рынке и года, администрация города Рязани заключила контракт на сумму 635 тысяч рублей на комплексные услуги по содержанию и обслуживанию помещений маневренного фонда. Всего же на 2020 год на его содержание в бюджете города предусмотрен 1 млн 35 тысяч рублей. Сюда, как говорится в официальном ответе администрации, входит следующий перечень услуг:

Увидев этот список, жители маневренных комнат лишь усмехнулись – по их словам, большинство работ из этого перечня не выполняется.

«Пожили бы они, администрация, здесь недельку – завыли бы, – возмутилась одна из жительниц. – Какой ремонт, какая уборка? Никто ничего не делает!»

Узнав, что пришел корреспондент, подошла еще одна жительница маневренного фонда Надежда Борисовна.

«Я по поводу одного из жильцов, – сказала женщина. – Он тут уже всех достал – таскает с помойки вещи, у себя всю комнату загромоздил, а теперь принялся за кухню и коридор. Вонь стоит неимоверная! Не верите? Пойдемте ко мне на этаж».

По коридору с обшарпанными стенами, дырами в линолеуме и потолком с многочисленными потеками женщина ведет на общую кухню и открывает холодильник – оттуда повалил резкий запах тухлятины.

«Это он все с помойки носит и никакой управы на него нет, – негодовала пенсионерка. – Никто из-за него на кухню зайти не может, брезгует. Пожарную лестницу он завалил коврами, которые тоже приволок с помойки. А вот, посмотрите, все подоконники цветами заставил. Он, видите ли, спасает цветы. Ему говорили убрать, все без толку. Жаловались неоднократно, 25 числа только заявление отнесла Сорокиной (главе администрации Рязани Елене Сорокиной – прим.Vidsboku)».

Сама Надежда Борисовна одна из «старожилов» маневренного фонда. Попала она сюда около 20 лет назад, как она сама говорит, «еще при Маматове», но получить обещанное жилье не может до сих пор.

«В то время я с дочерью-инвалидом жила в общежитии без удобств, где ни воды, ничего не было, – рассказала она. – Девочку я поднимала одна, сама я детдомовская, по идее, они мне должны были давно предоставить жилье».

Но она живет здесь уже почти два десятка лет, олицетворяя собой самый главный кошмар жителей маневренного фонда.

«Как там было у Данте: «Оставь надежду, всяк сюда входящий», – грустно отметила одна из жительниц. – Все, кто попал сюда, думали: ничего, поживем годик-другой, а потом получим новую квартиру. «Годик-другой» давно перевалил за пятилетку, а у некоторых и за десятилетие... Это как тюрьма, но только там ты точно знаешь, когда выйдешь на свободу, а тем, кто попал сюда, выйти уже практически невозможно. Живем, потому что деваться, особенно нам, пенсионерам, некуда».

Больше обшарпанных стен, общих ванн и туалетов тех, кто попал в плен маневренного фонда, пугает безнадега.

«Многим жилье не предлагают годами, – сказала Марина Дорогова. – Мне после моих жалоб предлагали, за полгода уже третью квартиру посмотрела, а толку? Я жила в доме с газовым отоплением в центре, а предлагают бомжатники на окраине с центральным отоплением, платить за которое зимой мне пенсии не хватит. В одной из квартир бывший хозяин умер и лежал так долгое время – соответствующий запах впитался в стены и мебель. Ни о каком ремонте со стороны администрации речи не идет, а мне привести в порядок такое жилье просто не по карману».

Несмотря на отвратительные условия жизни, в скором времени в маневренном полку ожидается пополнение. Администрация города подала в суд на принудительное выселение жителей из аварийного дома на улице Колхозной и, возможно, часть из тех, кому попросту некуда идти, окажутся в маневренном жилье. Фотографии того, в какие условия мэрия предлагает им переехать, прислала жительница этого дома Елена Водянова. А вместе с ними там, возможно, окажутся и жители аварийных домов в поселке Строитель, которым администрация также предложила переселиться в маневренный фонд до расселения. Вот только когда будет это расселение – неизвестно, и люди, как и их предшественники, могут застрять в маневренном аду на годы и десятилетия.

P.S. Пока готовился материал, стало известно, что еще в конце сентября прокуратура Рязанской области вынесла представление главе администрации города Елене Сорокиной «по факту ненадлежащего технического и санитарного помещений маневренного фонда». На этой неделе в здании бывшей гостиницы «Москва», как сообщили жильцы маневренного фонда, появились рабочие и сотрудники управления энергетики и ЖКХ городской администрации, которые пообещали сделать ремонт в помещениях общего пользования.

Фото: Мария Ракчеева, Vidsboku

еще по теме

«Атрон» Рязань «Глобус» Рязань «Городские проекты» «Единая Россия» Рязань «Лучшие друзья» Рязань «М5 Молл» Рязань «Мещерская сторона» «Новая газета» Рязань «Сбербанк» Рязань «Северная компания» «Справедливая Россия» Рязань «Яблоко» Рязань Александр Чайка Александр Шерин Алексей Фролов Андрей Кашаев Андрей Красов Андрей Петруцкий Антон Воробьев Аркадий Фомин Арт-Лужайка Арт-лужайка Рязань Беженцы из Украины Валерий Рюмин Виктор Малюгин Виталий Артемов Виталий Ларин Владимир Мимоглядов Водоканал Рязани Выборы в Рязанской области Выборы в Рязанскую городскую Думу Выборы в Рязанскую областную Думу Дашково-Песочня Дмитрий Гудков Евгений Зызин Заборье Застройка Рязани Игорь Кочетков Игорь Морозов Игорь Путин Игорь Трубицын Игорь Туровский Игорь Яшин Ирина Кусова КПРФ Рязань Канищево Касимов Касимовская городская Дума Константиново ЛДПР Рязань Лыбедский бульвар Людмила Кибальникова Министерство печати Рязанской области Минлесхоз Рязанской области Михаил Малахов Михаил Пронин Мост через Оку Николай Булаев Николай Пилюгин Олег Булеков Олег Ковалев Олег Шишов Ольга Мишина Ольга Чуляева Петр Пыленок Подбелка Поджоги машин Пойма Павловки Пойма трех рек Политика Рязани Поляны Праймериз «Единой России» РГУ им. Есенина РМПТС РНПК Роман Путин Рязанская городская Дума Рязанский кремль Рязанский нефтезавод Рязанский район Рязанский цирк Рязань Сасово Северный обход Семен Сазонов Сергей Дудукин Сергей Ежов Сергей Сальников Сергей Филимонов Скопин Солотча Спас-Клепики ТРЦ «Премьер» Трасса М5 УМВД Рязанской области Федор Провоторов Шаукат Ахметов ЭРА