«Почему же бездетные Петр и Феврония — символ русской семьи?»
четверг, 5 декабря, 2024 - 22:12

Vidsboku исследовал дискуссию о том, были ли дети у муромского князя Петра и рязанской крестьянки Февронии, в честь которых рязанское правительство устанавливает День многодетной семьи.

Правительство Рязанской области одобрило проект регионального закона об установлении во второе воскресенье сентября праздничной даты День многодетной семьи. Как пояснил  министр труда и соцзащиты населения региона Денис Тараканов, дату выбрали ко дню памяти святых князей Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Православная церковь, оказывается, отмечает день памяти Петра и Февронии не только в «альтернативный» 14-му февраля день 8 июля, но и в сентябре.

Vidsboku обратил внимание на иронические комментарии о том, что у самих Петра и Февронии детей не было, и попытался разобраться в этом вопросе, изучив несколько статей авторов из научно-исторической и религиозной сфер.

Выяснилось, что есть целая  дискуссия исследователей о наличии детей у князя Петра и его супруги Февронии, до замужества крестьянки рязанского села Ласково. Эта дискуссия связана, в том числе, с идентификацией личности муромского князя Петра. Единственным письменным источником всем сегодня известной истории брака князя и излечившей его крестьянки является текст «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанный примерно через 300 лет после описываемых событий на основе, как принято считать, устных преданий. Сюжет «Повести…» предположительно разворачивается в домонгольские времена в 13 веке, а написано произведение при Иване Грозном в 16 веке. Муромское княжество в средневековье – достаточно заметный политический центр, а не какое-то полулегендарное царство-государство, кто им правил более или менее известно, однако напрямую сопоставить князя Петра из этого текста с кем-то из исторических князей не получается, поэтому существуют различные трактовки.

Отвлекаясь от исследований «Повести…», отметим, что русские люди в это время имели не одно имя. Имена давались при рождении, при крещении, в обиходе, при монашеском постриге, который совершали многие, особенно князья, перед смертью. И это тоже осложняет вопрос с князем Петром, который в других источниках мог быть вовсе и не Петром (или не осложняет, а наоборот, даёт просто повод для предположений и версий). Ну а женщины, даже княгини, в то время, откровенно сказать, вообще не интересовали летописцев, и практически не фигурировали в каких бы то ни было документах. Но это уже другая история, вернемся к дискуссии о детях.

Из текста «Повести…» действительно можно сделать вывод, что Пётр и Феврония были бездетны, по крайней мере, рассказывая, прежде всего, об их семейной жизни от начала и до кончины, никаких детей автор даже косвенно не упоминает. Однако есть, например, мнение, что это связано с особенностями житийной литературы (то есть о жизни святых), которая может не включать факты, не связанные с обоснованием святости героев.

Есть также утверждения, основанные на трактовке сведений о династии муромских князей и определенном подходе к идентификации князя Петра, что у него и его супруги Февронии было трое детей, приводятся сведения об их именах и браках. Для 13 века такое количество детей было нетипично маленьким, но в современной России это даже юридически многодетная семья, многодетность у нас начинается как раз с трёх.

Но есть и такой православный взгляд на вещи, согласно которому Пётр и Феврония были бездетными, но это совершенно не умаляет их статус покровителей семьи. Потому что детьми для них были все жители Мурома. Шах и мат.

«Почему же бездетные Петр и Феврония — символ русской семьи?» — задаётся вопросом Союз православных женщин, созданный по благословению патриарха Кирилла и отвечает: «Детьми для них были все люди града Мурома, и все гости его, коих словно «чадолюбивые отец и мать» пестовали, хранили и опекали святые! Вот в чём Божие поучение: благословенны те родители, кто нарожал много своих детишек, растит, печётся о них, любит и лелеет, но многажды более благословенны те, для кого весь мiр — семья, все люди — дети Божий».

В общем, как бы ни хотелось посмеяться над министром Таракановым (который, конечно, понятия не имеет ни о какой дискуссии), в этом деле действительно «не всё так однозначно». Но мог бы напрячься и найти какую-то более очевидно многодетную привязку, в конце концов «мы являемся одной из единственных таких стран»

Кстати, изученные материалы показали, что есть и вполне стройный ответ на главную претензию любителей позадавать неудобные вопросы. Как же, мол, так Феврония едва ли не шантажом заставила князя на себе жениться. А дело, видите ли, в том, что отвергая, как православная женщина  знахарство или целительство, она не могла просто так вмешиваться в тело князя. Такое поведение может быть допустимо только для жены или хотя бы будущей жены, поэтому Феврония, чтобы не согрешить, и поставила Петру условием своего лечения взять её в жёны. А не для того, чтобы из крестьянок стать княгиней.

А вообще, кроме шуток, со своим уставом в чужой монастырь не ходят и со светской точки зрения лезть в религиозное мышление и пытаться агрессивно его оспаривать, вряд ли хорошая идея, интереснее и полезнее стараться понять, а не домотаться. Впрочем, хотелось бы такого же подхода и от тех, кто в последнее время так настойчиво атакует светский образ мыслей и жизни.

В целом же повесть о муромском князе и рязанской крестьянке и история её создания – интереснейший сюжет русской истории, о котором в ближайшее время расскажет Vidsboku, который решил для разнообразия по выходным публиковать исторические материалы на небанальные рязанские темы.

На фото – памятник Петру и Февронии в селе Ласково

«Атрон» Рязань «Глобус» Рязань «Городские проекты» «Единая Россия» Рязань «Лучшие друзья» Рязань «М5 Молл» Рязань «Мещерская сторона» «Новая газета» Рязань «Сбербанк» Рязань «Северная компания» «Справедливая Россия» Рязань «Яблоко» Рязань Александр Чайка Александр Шерин Алексей Фролов Андрей Кашаев Андрей Красов Андрей Петруцкий Антон Воробьев Аркадий Фомин Арт-Лужайка Арт-лужайка Рязань Беженцы из Украины Валерий Рюмин Виктор Малюгин Виталий Артемов Виталий Ларин Владимир Мимоглядов Водоканал Рязани Выборы в Рязанской области Выборы в Рязанскую городскую Думу Выборы в Рязанскую областную Думу Дашково-Песочня Дмитрий Гудков Евгений Зызин Заборье Застройка Рязани Игорь Кочетков Игорь Морозов Игорь Путин Игорь Трубицын Игорь Туровский Игорь Яшин Ирина Кусова КПРФ Рязань Канищево Касимов Касимовская городская Дума Константиново ЛДПР Рязань Лыбедский бульвар Людмила Кибальникова Министерство печати Рязанской области Минлесхоз Рязанской области Михаил Малахов Михаил Пронин Мост через Оку Николай Булаев Николай Пилюгин Олег Булеков Олег Ковалев Олег Шишов Ольга Мишина Ольга Чуляева Петр Пыленок Подбелка Поджоги машин Пойма Павловки Пойма трех рек Политика Рязани Поляны Праймериз «Единой России» РГУ им. Есенина РМПТС РНПК Роман Путин Рязанская городская Дума Рязанский кремль Рязанский нефтезавод Рязанский район Рязанский цирк Рязань Сасово Северный обход Семен Сазонов Сергей Дудукин Сергей Ежов Сергей Сальников Сергей Филимонов Скопин Солотча Спас-Клепики ТРЦ «Премьер» Трасса М5 УМВД Рязанской области Федор Провоторов Шаукат Ахметов ЭРА